Богданов Максим Владимирович,

Богданова Светлана Витальевна,

Москва, ИНИНФО МГОПУ им. М.А.Шолохова





В современном искусстве бытует мнение, что работы художников, в которых используют фото и видео материалы не могут быть названы полноценными произведениями искусства в их чистом виде. На самом деле это не совсем так , потому что даже с точки зрения вложенного автором труда, а также количества и качества преобразования «копий»- слепков с объектов реальной действительности деятельность художника является созидательной. Полученные в результате работы подчас не уступают произведениям, выполненным традиционным станковым методом.

Таким образом, главное в подлинном произведении визуального искусства - это создание нового, произведения, которого еще не было. Если в результате воплощается то, на что художник обратил свое внимание как на выдающееся явление, а также заставил зрителей взглянуть на предмет с непривычной стороны и восхититься им или просто удивиться, то компьютерные технологии используются как новый инструмент художника.

Еще один неотъемлемый компонент художественного произведения - это композиционная организация (композиция) картины или художественного видео и фотоизображения, являющаяся, как бы душой и средством через которое автор доносит свои мысли.

Кроме того, сложность подобной деятельности заключалась в понимании учениками различий между образом человека в изображении, рисунке, скульптуре, то есть создаваемым ребятами на уроках изобразительного искусства с помощью композиции, цветовых пятен, силуэта вылепленной формы и других изобразительных средств, и тем многогранным и сложным объектом, который из себя представляет натура. При этом не нужно забывать о целостности восприятия натуры человеком, художником и тщательном отборе тех качеств натуры, которые с помощью анализа изобразительных задач можно воплотить, используя те или иные художественные приемы в своих произведениях.

В буквальном переводе слово «пластическая» происходит от греческого слова «plactike» и обозначает «ваяние». Слово анатомия также греческого происхождения. Оно происходит от «anatemno» ,что обозначает «рассекаю» Таким образом, в исходном смысловом значении под пластической анатомией понимается совокупность тех знаний, которые может получить художник, пользуясь сведениями полученными при изучении внутреннего строения человеческого тела, определяющего его внешние формы. С помощью современных информационно-компьютерных средств наиболее наглядно можно представить обучаемому новую качественную методологию усвоения пластической анатомии, включающую иллюстративный видео-ряд для изучения объемности и динамики движения скелетных, мышечных и покровных частей человека, а также их композиционных сочетаний. Качественным результатом можно считать наглядность и возможность увидеть красоту движения человека. В дальнейшем качественная методика должна иметь возможности моделирование этого процесса. С помощью созданного электронного пособия можно проследить, как анатомия передает художнику определенный, с его точки зрения нужный фактический материал, направляет внимание художника на то, как научиться понимать и анализировать позы и движения человека, как в данной натуре отделить характерные для нее черты строения от второстепенных деталей, как читать рельеф поверхности тела и его изменения в момент движения.

В докладе приводится обоснование изменения методики преподавания и основных моментов работы по созданию качественно новых учебно–методических пособий по курсу пластической анатомии для студентов художественно-графических факультетов(ХГФ) .

Целью изучения пластической анатомии является знание строения живого человеческого тела. В современной науке, помимо изучения препарата, то есть мертвого объекта, широко употребляются различные методы исследования живого человека. К ним относятся антропометрические измерения, фото- и кино-съемку, а также методы, основанные на использовании рентгенографии. Но и без применения какой–либо специальной аппаратуры, путем одного внимательного рассмотрения живой модели, дополняемого осязательными ощущениями – пальпацией ее отдельных образований, главным образом скелета и мышц, можно понять и изучить многое, касающееся особенностей строения человека. Комплексное изучение готового препарата (костного, суставного, мышечного), рентгеновского снимка или изображения на рентгеновском экране в сочетании с непосредственным изучением живой модели путем инспекции и пальпации позволяет понять и объяснить все то, что оказывает влияние на ее внешнюю форму. В качестве вспомогательных методов первоначального изучения пластической анатомии с пользой для дела применяются различные учебные пособия: модели, муляжи, таблицы и схемы. Широкое применение находят также руководства по пластической анатомии и анатомические атласы .

Конечно, для художника основным методом познания является метод зарисовки. При изучении пластической анатомии человеческого тела этот метод всегда имеет огромное значение. Все изучение этой науки художнику следует пользоваться альбомом, карандашом, пером или кистью. Скульптор же и рисовальщик может применить метод лепки данного объекта, как с натуры, так и по памяти.

Все это художнику приходится изучать самостоятельно, наблюдая окружающих его людей в жизни и фиксируя свои наблюдения в альбоме. Анатом передает художнику определенный, с его точки зрения нужный фактический материал, направляет внимание художника на то, как научиться понимать и анализировать позы и движения человека, как в данной натуре отделить характерные для нее черты строения от второстепенных деталей, как читать рельеф поверхности тела, его « игру», изменения в момент движения.

Работу над электронным пособием по пластической анатомии можно было бы разбить на несколько этапов или стадий. Вначале, после постановки проблемы обеспечения студентов ХГФ мультимедийными учебными пособиями, иллюстрирующими с достаточной степенью наглядности определенные методические моменты, решалась задача изображения конструкции, «большой формы» и связи анатомических частей тела человека, а также использования иллюстративного материала из существующей учебно–методической литературы как российских, так, и зарубежных авторов в силу разных причин недоступных или малодоступных обычным студентам, но с которыми было бы полезно ознакомиться учащимся в плане освещения поставленного вопроса. На данном этапе в ходе учебного процесса перед учащимися ставятся учебно-образовательные задачи: они овладевают знаниями, но сами не открывают новых правил и законов, они не занимаются экспериментаторством, а познают, при соблюдении основных дидактических принципов уже известные истины.

Далее, после тщательного поиска проведенного в ряде ведущих библиотек и информационных баз данных, а также через систему Internet, к которым автору удалось получить доступ, был произведен систематический анализ существующих пособий и учебно-иллюстративных материалов. Авторами был сделан вывод о том, что в перечисленных источниках имеется определенное количество материала, но ряд положений анатомического анализа строения тела человека не имеет наглядного, визуально доступного и понятного иллюстративного отображения в учебной литературе.

Необходимо понять строение человека, находящегося не только в положении покоя, но также и в движении. Эти движения могут быть простыми и происходить только в отдельных соединениях между костями, но могут быть и сложными, когда в их выполнении принимает участие все тело. Важно знать особенности формы тела, которые присущи данному возрасту, полу, типу или составляют отличительные черты того или иного человека.

Учитывая последнее, а также установку решения поставленной задачи наиболее современными и экономными средствами с точки зрения времени, средств и материалов было принято решение воспользоваться средствами компьютерного программного обеспечения хорошо знакомыми автору, а именно текстового процессора Microsoft Word, а также программой Fine Rider c помощью которой, а также имеющегося оборудования (современной сканирующей и распечатывающей техники) - иллюстрации были введены в электронную форму, что позволило редактировать, а также исправлять материал на компьютере имеющимися средствами. Актуальность темы данного проекта определяется необходимостью разработки современной методики преподавания курса пластической анатомии, изменения ее содержания и создания мультимедийного учебно-методического пособия – электронных анатомических таблиц для подготовки специалистов на Художественно-графическом факультете, что необходимо для повышения эффективности и качества обучения в педагогическом ВУЗе